Наверняка все мы видели, как на улице родитель ругает ребенка за какую-нибудь шалость. Малыш залез чистыми ботиночками в лужу, подобрал с земли что-то грязное
или повздорил с кем-то на детской площадке. Родитель отчитывает ребенка, кричит, тащит его за руку домой, угрожает, что «оставит его тут и уйдет». А вы знаете,
что мы часто общаемся сами с собой точно так же?
Внутри каждого из нас живут свои маленькие Петя, Вася, Катя или Кристина. Маленькие мы. Наш внутренний ребенок — это источник нашей энергии, творческой силы
и спонтанности. Каждый раз, обращаясь к себе с позиции критика, мы делаем с собой то же, что делали наши родители и учителя. Наш внутренний голос «учился»
на их примере и часто мы не умеем общаться с собой
по-другому.
Воспитание стыдом и критикой — очень распространенная схема на постсоветском пространстве. Почему-то считается, что, если ребенку сказать, что он — плохой из-за того,
что он сделал, он это запомнит и изменит свое поведение.
И правда запомнит. И изменит. Только вот вместе с этим
он заморозится, заблокирует в себе свои чувства,
свою спонтанность. И, возможно, потратит годы
на то, чтобы выйти из этого ступора. Стыд накапливается, становится токсичным и парализует все внутри.
Мы вырастаем, продолжаем стыдить себя за каждую оплошность и в итоге страдаем еще больше. Мучаемся прокрастинацией (откладываем все на потом), не можем понять, почему цели не достигаются, а если и достигаются, то результат нас не радует.